Апостиль в государственных органах юстиции, МИД и МОЗ

Если вы собираетесь например подавать документы для получения вида на жительства или гражданства в другой стране, вам необходимо будет предоставить различные документы о рождении, заключении брака, расторжении брака, иногда ваших родственников до определенного колена.

Если например свидетельство о рождении утеряно или оформлено в виде книжечки необходимо получить дубликат и проставить на нем апостиль.

Проставление апостиля на официальных документах, предназначенных для использования на территории других государств, осуществляется в соответствии с Правилами проставления апостиля на официальных документах, предназначенных для использования на территории других государств, утвержденными совместным приказом Министерства иностранных дел Украины, Министерства образования и науки Украины, Министерства юстиции Украины от 5 декабря 2003 № 237/803/151/5, и Порядком проставления апостиля на официальных документах, выдаваемых органами юстиции и судами, а также на документах, оформляються нотариусами Украины, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины 11 ноября 2015 № 2268/5, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 11 ноября 2015 под № 1420/27865.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины «О предоставлении полномочий на проставление апостиля, предусмотренного Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов» проставляется:

Министерством образования и науки — на официальных документах, выданных учебными заведениями, государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, которые касаются сферы образования и науки;

К таким документам относятся:

  • дипломы об образовании;
  • сертификаты о присвоении ученых званий;
  • аттестаты, справки из учебных заведений, учебные планы и другие;

Министерством юстиции Украины — на документах, которые выдаются органами юстиции и судами, а также на документах, которые оформляются нотариусами Украины.

К таким документам относятся:

  • свидетельства, выданные органами государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • выписки из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан;
  • документы, заверенные нотариусами, судебные решения и справки.

Министерством иностранных дел Украины — на всех других видах документов.

Процедура проставления апостиля на официальных документах, составленных на территории Украины и предназначенных для использования на территории других государств, регулируется Правилами.

Апостиль НЕ ставится:

  • на документах, выданных заграничными дипломатическими учреждениями Украины;
  • на административных документах, имеющих прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям.

Порядок подачи документов в Министерстве иностранных дел Украины

Отдел апостиля, легализации и истребования документов Департамента консульской службы МИД Украины принимает для проставления апостиля следующие документы:

  • справки, выданные архивными учреждениями Украины;
  • справки о состоянии здоровья;
  • справки, выданные органами МВД Украины;
  • другие официальные документы.

Для проставления апостиля необходимо подать:

  • паспорт заявителя;
  • оригинал документа, который подлежит удостоверению апостилем;
  • документ банковского учреждения об оплате услуг за проставление апостиля.

Срок рассмотрения в МИД документов для проставления апостиля — до 5 рабочих дней. В случае представления документов их владельцем, апостиль, в случае наличия в Департаменте достаточной информации, проставляется в тот же день.

Срок рассмотрения документов может быть продлен до 20 рабочих дней в случае необходимости получения дополнительной информации для решения вопроса проставления апостиля, о чем сотрудник отдела сообщит заявителю во время приема документов.

За оформление документов в срочном порядке (до 5 рабочих дней) взимается двойной тариф консульского сбора.

Органы юстиции

Проставление апостиля на официальных документах, выдаваемых органами юстиции и судами, а также на документах, которые оформляются нотариусами Украины, проводится с помощью программных средств ведения электронного реестра апостилей в следующем порядке:

  • принятие документов для проставления апостиля, формирование и регистрация заявления о проставлении апостиля (территориальные органы Министерства юстиции Украины);
  • рассмотрение документов, представленных для проставления апостиля (Министерство юстиции Украины);
  • проставление апостиля, отказ в его проставлении (Министерство юстиции Украины);
  • выдача документов по результатам рассмотрения заявления о проставлении апостиля (территориальные органы Министерства юстиции Украины).

Проставление апостиля осуществляется по заявлению любого лица, которое подает соответствующий документ, путем ее личного обращения в территориальные органы Министерства юстиции Украины, кроме случая проставления апостиля на выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Выписка из Единого государственного реестра для проставления апостиля передается государственным регистратором юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, которым сформирован такую ​​выписку, в территориальные органы Министерства юстиции Украины

Срок рассмотрения документов для проставления апостиля

Проставление апостиля, отказ в его проставлении осуществляются в срок до 2 рабочих дней.

Можно сделать за 1 день.

В случае необходимости получения образца подписи, оттиска печати и / или штампа, а также осуществление проверки документов о государственной регистрации актов гражданского состояния в случаях отсутствия сведений о них в Государственном реестре актов гражданского состояния и / или возникновения сомнений в их достоверности срок рассмотрения документов, представленных для проставления апостиля может быть продлен до 20 рабочих дней.

Выдача выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований в бумажной форме для проставления апостиля

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — выписка из Единого государственного реестра) в бумажной форме для проставления апостиля предоставляется по запросу о предоставлении такого документа заявителя путем обращения к уполномоченному субъекта государственной регистрации, каков должностное лицо территориального органа Министерства юстиции Украины — межрегиональных управлений Министерства юстиции.

При подаче запроса на получение выписки из Единого государственного реестра заявитель одновременно подает документ об оплате услуги по проставлению апостиля.

Если заявитель освобожден от оплаты услуг по проставлению апостиля, он предъявляет уполномоченному лицу субъекта государственной регистрации документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты, с которого соответствующим лицом изготавливается копия и приобщается к поданного запроса.

По результатам рассмотрения запроса о предоставлении выписки из Единого государственного реестра должностное лицо территориального органа Министерства юстиции Украины с помощью программных средств ведения Единого государственного реестра формирует выписку из этого реестра.

Выписка из Единого государственного реестра, копия запроса о предоставлении такой выписки и документ об оплате услуги по проставлению апостиля или копия документа, подтверждающего право на освобождение от такой уплаты, государственным регистратором территориального органа Министерства юстиции Украины передаются уполномоченному должностному лицу отдела государственной регистрации актов гражданского состояния соответствующего территориального органа для проставления на такой выписке апостиля и предоставления ее заявителю в соответствии с Порядком проставления апостиля на официальных х документах, выдаваемых органами юстиции и судами, а также на документах, которые оформляются нотариусами Украины, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 11 ноября 2015 № 2268/5, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 11 ноября 2015 под № 1419/27864.

После получения такой выписки должностное лицо отдела государственной регистрации актов гражданского состояния соответствующего территориального органа с помощью программных средств ведения электронного реестра апостилей формирует соответствующее заявление и регистрирует ее в приведенном Реестре с указанием даты и времени регистрации. На сложившейся заявлении проставления своей подписи заявителем не производится.